Краткий Взгляд На саранскую Рок-сцену.

Опыт критической статьи

Вступительное слово.

Начало третьего тысячелетия от рождества Христо-ва, а точнее первые три года XXI века ознаменова-лись общим упадком так называемой рок-музыки, рок-концертов и рок-движения в столице счастли-вого региона 13. Распались или так или иначе пре-кратили или приостановили свою музыкальную дея-тельность почти все старые (да и новые) группы, не появилось почти не одной чего-то стоящей новой. А также почти сошли на нет все крупные концерты, многочисленная фанатская тусовка, публикации в СМИ и хоть какой-то общественный резонанс.
Искать причины этой проблемы, а тем более пы-таться ее решить не только почти бесполезно, но и не нужно. Я имею в виду, этой цели не преследует данная работа, поскольку в противном случае она займет много места и не станет уже кратким взглядом. Мы же просто окинем в меру критиче-ским взором Саранскую рок-сцену насколько это можно одним человеком, побывавшим как в среде поклонников музыки, так и в одно из довольно успешных групп вышеобозначенного периода. В связи с этим не стоит воспринимать эту работу как прописную истину, поскольку хотя автор и попытается быть максимально объективным, но личных симпатий и оценок ему все равно не из-бежать. Читатели вправе вовсе не соглашаться с этой статьей и писать свою.
О, кстати, чуть не забыл. Необходимо еще объяс-нить, что в данной статье будет подразумевать сло-во «рок». А то представители некоторых музыкаль-ных коллективов, о которых здесь пойдет речь, мо-гут возмутиться, вовсе не считая себя роком. Так вот, в данной статье слово «рок» обозначает любую нетанцевальную музыку собственного сочинения в живом исполнении. То есть, сюда подходят любые стили и направления, всякие хардкоры и даже рэп, зато выпадают музыканты и тусовка концертов «Взгляд назад», поскольку последние играют пре-имущественно музыку не своего исполнения. Вы с данной концепцией можете не соглашаться, но мне пофигу. Статья моя, что хочу, то и делаю.

История явления.
Поколение 1.

Расцвет саранского рока пришелся на 90-е годы ХХ века. Собственно, в начале 90-х он возник и в конце почти прекратился. Первые группы и тусовка были и раньше, на массовый характер этого явления на-чался около 1993 года, с появлением популярных концертов «ПроРок». Саранский рок был весьма разнообразным, породив как и множество ныне забытых коллективов, так и довольно интересные, самобытные и талантливые группы. Среди них можно отметить такие как «Эффект Доплера», «Система двойных безразличий», Изя Кацман, «Черви-Козыри», «СГВПБ», «SPAD», «Резервация»… Больше не могу вспомнить, хотя талантливые группы были еще. Пусть не обижаются те группы, которых я не вспомнил. Я все равно в те времена о саранском роке понятия не имел и знаком с тем его периодам лишь по рассказам и немногочисленным сохранившимся записям. Однако история всех вышеперечисленных групп была весьма недолговечна. Первые две вскорости перебрались в Москву, остальные быстро распались, ярко вспыхнув и сгорев за 2-4 года. Дольше всех из первых талантливых зачинателей держалась «Резервация», почившая в бозе только году в 2002, есть почти лет через 10 существования. К 2000-2001 годам из групп, бывших на слуху, остались живо функционирующими только «СЭВ», «Тита-ник», «Серебро» (поколение 1) и относительно новые «Постфактум», «Запасный выход» и «Рол кэн гол» (поколение 2). Про каждую можно было бы говорить долго, но эти группы практически не подходят под название статьи, так как период 2001-2003 года не был основным в их творчестве. Так, «СЭВ» и ныне здравствует и иногда выступает, но суть в том, что из года в год поются в общем то одни и те же песни. Или новые, похожие на старые. «СЭВ» закостенел в своем стиле, пусть и в очень удачном для себя, привычном и любимом многими. Но они не могут удивить, читаются с первых аккордов. То же можно сказать о «Серебре» (ныне – «Аргир») и почти каждой металлической группе. Слишком узко загнанные в свой стиль и свою тусовку, они обеспечено имеют стойкую волосато-сатанистско-металлическую группу поклонников, которым, в общем, ничего не нужно, кроме «запилов» на электрогитаре, оттачиванию техники в очень однообразных по сути песнях. Ну, прошу прощения у господ металлистов. Кому нравятся постоянные техничные соло, пусть слушают их в каждой песни похожих друг на друга «Серебра», «Анестезии» или «Скорости света». Мне не нравится. Всего-навсего.
Группа «Титаник» долго пестовалась и преподноси-лась Олегом Астафьевым примерно как «самый на-стоящий суперский крутой рок». Что было на самом деле? Хм, на мой дилетантский взгляд – очень хорошие музыканты, игравшие очень посредственные песни. Пафосные тексты, стиль явно вторичный с Цоевским наследием, мало оригинального и удивляющего. Чего-то такого, чтобы вносило новое на Саранскую рок-сцену, в «Титанике», на мой взгляд не было. Они красиво и профессионально играли привычное и знакомое. То, чего от них ожидали. Все. Почти полностью противоположной им была еще одна реликтовая (дожившая из середины 90-х до начала нового ты-сячелетия) группа - «Резервация». Я буду судить только о позднем периоде ее творчества – 2001-2002 года, так как ранние почти не слушал. Но я не думаю, что ранняя «Резервация» так существенно отличалась от поздней. Так вот, в «Резервации» никогда не было пафоса, ни особо красивой музыки (благодаря ужасному на мой взгляд соло-гитаристу Тюкале), не было хитов. Зато были оригинальные, ни похожие ни на что в Саранске и за его предела-ми песни Петрачкова. Это не хиты, в них много ка-кой-то грусти (веселые песни Петрачкова – гораздо слабее и меньше цепляют). На мой взгляд, Дмитрия лучше слушать под гитару в небольшом помещении, чем с группой, пытающейся играть бодро и громко в больших залах. Наверное, «Резервация» распалась именно от дисгармонии оригинального и интересного концертного творчества Петрачкова с громкими рок-концертами (та же проблема, видимо, погубила и «Дверь». У Радикала, как и у Петрачкова не очень сильные голоса, чтобы красиво перекрикивать ревущие гитары и толпу).

Поколение 2.

Второе поколение саранских групп, расцвет кото-рых пришелся на конец 90-х самое начало 2000-х, связано с расцветом концертов «Рок Олимп Собира-ет друзей» и передачи «Рок-Олимп» – «Запасный Вы-ход», «Рол-кэн-Гол» и «Постфактум». Все эти группы характеризуются тем, что пытались создавать (более или менее успешно) что-то новое в первую очередь именно в музыке (а не в словах). «Запасный Вы-ход» с переменным успехом продолжает делать это по сей день.
Вообще из трех вышеперечисленных проектов именно «ЗВ» - наиболее, на мой взгляд, удачный и интересный. В Саранске до этого такие игры в кир-пичный хардкор и прочие околотакие штуки никто не делал. Макс Салищев и Ко (… ноплёв) очень профессионально и красиво играют всякие современные альтернативные штуковины и всегда находят свою аудиторию даже в Москве. Я правда, не поклонник выбранного ими стиля, в котором ре-бята немного закостенели по сравнения с ранним периодом «поиска себя», но к ребятам отношусь с безграничным уважением. Успех «ЗВ» породил даже парочку своих клонов – почившая ныне в бозе «Догма» и поздний «Дефект Звука».

«Рол-кэн-Гол» мне представляется этаким заведомо коммерческим проектом, рассчитанным на профес-сиональные красивые хиты, исполняемые безупреч-ным голосам барышни Юлии Кичуткиной. «Я вижу море» еще долго не забудутся. Ее все знают и поют. Это точно. А спроси кого – что еще из «РКГ» знаешь – промолчит. Сам я слабо припоминаю еще какой-то кавер из Майка Науменко. И все… Проект быстро распался, а жаль. Красивые ненавязчивые музыки порой очень приятны для слуха. Барышня Кичуткина стала Колесниковой и как-то разок выступила с бывшими постфактумовцами в качестве некой команды «Ойл-фри-фанк» (проект, по моему, один концерт и просуществовал), сильно напоминавший ту же инкарнацию «РКГ», только менее попсовую и еще менее долговечную. А жаль. Пожелаем Юленьке счастья!

Вот кстати и перейдем к «Постфактуму». Тоже весьма интересный был проект, ей Богу. Андрей Ивенин может и поет не ахти, но прекрасно играет на басу, пишет интересненькую и необычную музы-ку, особливо прекрасно сдобренную волшебным саксофоном Паши Ламкова. Да и Паша Рыбкин – гитарист весьма примечательный. Вместе – полный космос. Под конец эпохи «Рок-Олимпов» Ивенин правда что-то там стал с составами мудрить, затем бросил все и с Кичуткиной попытался что-то сделать. Надоев, Андрюшка уехал на ПМЖ в город Казань, мэром которой в настоящее время является некто Камиль Исхаков. А группа его (не Исхакова, а Ивенина, конечно), естественно, пропала, только оставшись в сердцах саранских жителей. Вот правда парадокс – песни их на концерте очень любил, а не одну вспомнить не могу. Наверное, красивой музыкой брали, чертяки.

Поколение 3.

Ура! Дошли собственно для групп, ради которых сия статья создавалась. То есть, до групп, расцвет кото-рых собственно пришел на 2001-2004 год. Эти годы вообще были временем, когда концертов вдруг было много, а потом вдруг почти не стало. Так что те, которые успели эдак в 2002 засветиться, еще помнятся, а кто после – даже если группы лучше, тем сложнее. Концертов почти не стало, их мало кто знает и вообще полные безобразия. Но ничего, многие до сих пор живут. А мы начнем по очереди перемывать старые кости этим саранским коллективам.
Первыми в начале 2001 года засветились «Дефект Звука» и «Эксклюзив», еще успевшие в астафьевский «Рок-олимп». Да, собственно, он их раскопал.
Начнем тогда с «Дефектов». Что можно про этих ребят сказать. Собственно, ядром этой команды были братья Калинины – Санек и Михалек. Видел обоих часто. Но до сих пор не знаю ху из них ху. И кто ушел из группы, а кто до сих пор лабает. Кто прочтет знающий – просветите меня Христа ради. Так вот. Дефекты часто меняли вокалистов. Началось с крэнберриобразной металлистки Эллис, затем был чудесный панко-растоманский мужчина Корн, под конец фронтменом обосновался догматический клон Макса Салищева, которого как зовут не помню. Все это время Калинины и другие нетривиально подыгрывали им какую-то тяжеловатую гитарную музыку, метавшуюся меж металлов, панком и кором (сейчас вроде ближе к последнему). Ребята порой неплохо веселились будучи беременными огурцами и родили таки один из бессмертнейших саранских хитов «18 мне пиздец», чудно исполненную хулиганом корном. А так пока ничего больше не помню. То, что щас «ДЗ» делает с новым вокалистом, это какое-то плавание за дельфином, мне не так нравится. Многовато агрессии не нужной. Но это мне. Народу-то это в самый кайф у сцены попрыгать. Эх, так и вспоминаю Макса Ковалевского, размахивающего банданой и с зомбическим упорством орущего непоставленным голосом «Де-фект! Де-фект!»…

«Эксклюзив» суть детище серьезной музыкантши Оленьки Костровой, также в свое время замеченной и до сих пор горячо любимой гипержурналистом Олежкой Астафьевым. Классическое музыкальное образование дало Дане (ОК) красивый голос, ров-ненькие мелодии и какое-то что ли следование оп-ределённым классическим музыкальным тра-дициям. Произведения Костровой – суть класси-ческий женский русский рок. Этакие не всегда глубокие, но всегда странноватые для простецкого уха стихи, красиво пропеваемые под акустическую гитарку. Скрипочки и джазовые гитары там всегда в тему. Одна беда – на драйвовых концертах народ смотрит на сие действо непривычно, а от большого количества большинство тусовщиков наровит заснуть. Зато остальные слушают и ловят кайф. Вот новый гитарист у нее весьма приличный. Какие-то новые аранжировки творит, разнообразивает классические Олькины мелодии. Жаль новых песен давно не слышал. Что-то по концертам все больше старьё «Эксклюзив» крутит. Дело-то это проверенное, но приедающееся.

Потом были концерты «Нью-Вэйв» (респект «ДЗ») и «Свой стиль» (респект Дулычу). Там много групп в первый раз вылезли. Из известных, например «Глюкоза» и «Пойми не пойми». Начнем тогда с пер-вых.
«Глюкоза» это «Глюкоза» и здесь не причем Макс Фадеев. Сия группа потусовалась на саранских сце-нах (и одной рузаевской) дней эдак 400. Группка, положа руку на сердце, была интересна если не многим людям, то многими особенностями. Музыканты там были весьма и весьма – та же Кострова, великий МК («Крышетек», а также «Хэппи Бёздэй», «Сёрв», Костровские проектики, «Мысли вслух» всякие). ПетроВИЧ опять же пел не-тривиальные песни с упором на словоблудие, а не музыку. Нацеленность присутствовала на Поколение 1, отсюда факты перепевок Изи и Червей-Козырей. Группа делала драйв без примочек, светилась на телевидении и имела не мало поклонников, и что особенно приятно, поклонниц. При всем при этом четкого стиля у ребят не было, играли без репетиций кто во что горазд. Часто – пьяными. И в этом и был стиль, черт возьми! Сплоченности и единства у ре-бят, правда, не было. И ярко вспыхнув, сия интересная команда приказала долго жить. Но дело ее живет, породив «Крышетек» и «Братьев по разному». «Крышетек» это профессиональный и красивый драйв МК, поющего свои и чужие песни на радость современным девушкам поколения Х. «Братья по разному» - невнятное акустическое словоблудие с красивым голосом ПетроВИЧа и его заумью.
«Пойми не пойми» это не менее интересно. Воха Плодухин первый, по-моему, кто поет свои песни на английском языке. Голос не ахти, но все ком-пенсируется хорошим драйвом, неплохой игрой на гитаре и саксофоне и т.д. Всем любителям западной музыки в духе там «РХЧП» всяких или еще чего такого (я в этом не рулю совсем) остается только радоваться и слушать «ПНП», что последние с удовольствием и делают. Музыку ребята делают хорошо – прыгать у сцены одно удовольствие.
Была еще такая группа «Мысли Вслух» товарища Белогорлова. Коротко это было, но ярко. Быстрый взлет, казалось, похож на «Глюкозу», хотя разница существенная. Мачо Белогорлов позиционирует се-бя, на мой взгляд, как часть этакого поколения му-зыкантов, связанного с нашим радио и т.д. По-клонники последнего и слушали с удовольствием «МВ», пока те стремительно не исчезли.
А еще на излёте 2003 и эпохи концертов был «Сёрв» и другие группы Антоши Усанова. Ну это чтоб не говорили, что у нас брит-попа нет и Егора Тимофее-ва никто не слушает! Слушают, и играют вот такие Усановы. Не шибко оригинально, но это не важно. Зато свой брит поп есть. Ура!
Да, кстати, я совершенно промолчал про разнообразных металлистов типа «Скорости Света», «Степени 3», «Анестезии» и тем паче «Серебра». Суть в том, что в данном направлении музыки я не фига не рублю и посему ничего правильного написать не могу. Металлисты все видят по-другому, и над этой статьей будут посмеиваться как над попсой и дерь-мом. Пусть. У всех свои системы ценностей. Мне примерно тем же видятся металлические группы. Вот так вот. Ладно, все наверное, надоело писать. Конец. Тьфу, вру. Во-первых, про «Серебро» то я писал (забыл, башка баранья). А во вторых чуть не забыл про главнейшее чудо нашего города – ансамбль «Дверь». Из всех вышеперечисленных групп дядя Радикал – самый талантливый поэт-песенник. Из всех песен по-крайней мере встает четко определенный взгляд на мир, политическая позиция и система ценностей. Все серьезно, хоть и о водке, Бен Ладене и маньяках. Миры Радикала оформлены симпатичной гитарной, то акустической то нет, а порой джазовой, музыкой. Слушайте на здоровье! Вот и все Нопосаранск. Если какую группу забыл, то звиняйте. Не специально. Либо забыл либо одно из двух.


E-mail: badoka@list.ru

Hosted by uCoz